Автодилеры требуют ограничить продажу машин онлайн без участия посредников

Организация «Российские автодилеры» (РоАД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести ограничения на возможность прямого онлайн-приобретения автомобилей непосредственно у производителей и дистрибьюторов.

Организация «Российские автодилеры» (РоАД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести ограничения на возможность прямого онлайн-приобретения автомобилей непосредственно у производителей и дистрибьюторов.


Организация «Российские автодилеры» (РоАД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести ограничения на возможность прямого онлайн-приобретения автомобилей непосредственно у производителей и дистрибьюторов. Данная инициатива должна войти в разрабатываемый правительством проект национального плана развития конкурентоспособности экономики на период с 2026 по 2030 годы. Такое предложение содержится в обращении, подписанном президентом организации и адресованном руководителю ФАС.

Согласно действующему проекту правительственного постановления, предусматривающего утверждение указанного плана, планируется увеличить долю прямых онлайн-реализаций автотранспортных средств от компаний-производителей и посредников среди населения до уровня не меньше пяти процентов от общего объема продаж автомобилей к концу 2026 года. По данным аналитического агентства «Автостат», в течение 2024 года в стране реализовано порядка 1,57 миллиона новых легковушек.

В своем послании РоАД высказывается против прямой реализации техники конечным покупателям, подчеркивая важность защиты интересов покупателей и сохранения здоровой конкуренции в автомобильной отрасли. Как утверждает организация, дилерская сеть обладает необходимыми ресурсами для технического обслуживания и ремонта автомобилей, которыми зачастую производители и посредники не располагают.

По мнению представителей ассоциации, дальнейшее расширение каналов онлайн-продаж приведет к нарушению баланса интересов между производителями и официальными дилерами, созданию дискриминационных условий сотрудничества для последних, включая возможное навязывание проблемных партий автомобилей, фиксирование отпускных цен, разделение рынков сбыта, внедрение неудобных партнерских схем и другие негативные последствия.

Альтернативой введению полного запрета на прямую продажу автомобилей гражданам могло бы стать исключение упоминания производителей и посредников из нового документа, чтобы норма о минимальном уровне пятипроцентных онлайн-продаж была применима ко всей рыночной среде равномерно, отмечается в документе.

Таким образом, ассоциация требует запретить компаниям-производителям и поставщикам любых форматов непосредственной передачи права собственности на автомобиль от себя к конечному потребителю. Несмотря на это, конкретные случаи подобного типа сделок пока не выявлены. Однако компания Great Wall Motor (GWM) продвигает приобретение автомобилей марок Tank, Ora и Wey через свое фирменное мобильное приложение GWM Store. После оформления покупатель взаимодействует с фирмой «Тэнк мотор трейд рус», связанной с предприятием Haval (одним из подразделений GWM) в Тульской области, а доставку осуществляет любой удобный клиенту дилерский центр марки Tank.

Продажа автомобилей онлайн путем размещения объявлений на сайтах самих производителей, официальных поставщиков, торговых площадок и даже банковских учреждений постепенно становится обычной практикой российского автомобильного бизнеса. Так, концерн «АвтоВАЗ» благодаря функционированию собственной цифровой витрины с конца 2023 года сумел реализовать свыше шести с половиной тысяч единиц транспорта. Этот показатель включает и продажи через сторонние маркетплейсы, пояснили в пресс-службе компании. Однако оформление договора купли-продажи и доставка автомобиля владельцу происходят исключительно через традиционную дилерскую сеть. Финансовая выгода для продавца-дилера остается одинаковой вне зависимости от способа приобретения автомобиля покупателем.

Первопроходцем в сегменте российских онлайн-площадок, предложивших покупку новых автомобилей, стал Ozon в 2023 году. Здесь представлены товары производства АвтоВАЗа и большинства крупных китайских автомобильных брендов. Следующим участником данной сферы стала торговая платформа Wildberries, открывшая автомобильные торги в апреле 2024-го, первой предложив продукцию бренда Chery. Представители обеих платформ подтвердили, что реализация продукции осуществляется через официальные дилерские центры.

Банк ВТБ объявил о старте собственного направления по продаже автомобилей в рамках структуры «ВТБ авто» 29 мая текущего года. Согласно имеющейся информации, на данном этапе точка приема автомобиля клиентом совпадает с расположением дилерского центра, именно там клиент получает машину и приобретает гарантийное обслуживание. Аналогичным способом действует Т-банк, организовав с августа 2024 года заказы автомобилей для пользователей через дилерскую сеть холдинга «Рольф».

Операторы дилерских центров стремятся обезопасить свои позиции, учитывая, что большинство мировых автоконцернов задолго до начала пандемии анонсировали намерение развивать канал онлайн-продаж в России. Как подчеркивает специалист, несмотря на современные тенденции, сейчас крупные компании нуждаются в услугах дилеров хотя бы для решения вопросов доставки и последующего обслуживания приобретенной техники, и в ближайшей перспективе разрывать отношения с ними никто не планирует.

Однако эксперты полагают, что в ближайшие годы тренд на увеличение доли прямых дистанционных покупок автомобилей продолжит развиваться, и принятие соответствующих нормативных актов способно дополнительно поддержать этот процесс. Одновременно с этим производителям и поставщикам предстоит решить целый ряд важных организационных моментов, таких как формирование необходимых логистических мощностей. Большинство специалистов согласны с мнением, что выбор автомобиля остается значимым событием для покупателя, часто требуя личного осмотра товара, что трудно обеспечить в условиях виртуальной торговли.


 

Вверх