История появления ВАЗ-2108

Переднеприводные автомобили стали стандартом производства в современном мире. Они занимают большую долю на рынке, но в последнее время уступают только полноприводным кроссоверам. ВАЗ-2108 также является представителем этого класса автомобилей. Для отечественных автолюбителей эта модель давно стала излюбленной, имеющей ряд преимуществ – невысокая стоимость и простота обслуживания при наличии всех комплектующих. Но не каждый задумывается, что когда-то ВАЗ-2108 был настоящим скачком автопрома отечественного пространства.

Переднеприводные автомобили стали стандартом производства в современном мире. Они занимают большую долю на рынке, но в последнее время уступают только полноприводным кроссоверам. ВАЗ-2108 также является представителем этого класса автомобилей. Для отечественных автолюбителей эта модель давно стала излюбленной, имеющей ряд преимуществ – невысокая стоимость и простота обслуживания при наличии всех комплектующих. Но не каждый задумывается, что когда-то ВАЗ-2108 был настоящим скачком автопрома отечественного пространства.


Каждый, кто знает ВАЗ-2108, скажет — этот автомобиль произвел фурор. Эта модель вдохнула новую жизнь в советский автопром и стала поворотом в решениях конструкторского мышления. Не все современные автовладельцы знают, что ВАЗ 2108 стала основой для создания целого комплекса проектов, которыми многие пользуются и по сей день. 

Такое значение модели придается неспроста – это был первый серийный автомобиль в СССР, оснащенный передним приводом.

Признаваемый переход к переднеприводной архитектуре можно было наблюдать в мировой автомобильной промышленности еще в середине 1970-х годов. Конструкторы, использовавшие такую ​​систему, сразу отметили целый ряд преимуществ — дешевизна производства, компактная компоновка агрегатов и более высокий КПД. Это явление заставило автомобильные компании перейти на этот тип привода.

 

ВАЗ-Э1101
Не стал исключением и Волжский автомобильный завод. С 1971 года предприятие наладило опытную сборку переднеприводных автомобилей. Уже в декабре того же года был собран опытный образец ВАЗ-Э1101. Это была переднеприводная малолитражка, получившая полностью независимую подвеску. Проект постоянно дорабатывался до 1976 года, после чего все документы были отправлены на ЗАЗ. Будущим наследником данной модели стала «Таврия».

В 1978 году ВАЗ подготовил проект переднеприводного автомобиля, получившего индекс ВАЗ-2108. Что касается кузовов, то предлагались 3- и 5-дверные версии. Также производитель хотел выпустить седан и универсал. Во внешности было принято много смелых для того времени решений – блок-фары, стекла с изгибом. Салон оснастили несколькими пластиковыми элементами. В целом конструкция автомобиля получилась прогрессивной. Известно, что при создании внешности конструкторы ориентировались на ВАЗ-Э1101.

Дизайнеры нашли несколько недочетов при первоначальном изучении чертежей.

Первый прототип был построен в 1979 году. Дальнейшие работы требовали официального одобрения правительственных ведомств. Помимо этого, приходилось консультироваться со сторонними компаниями. Минфин не хотел финансировать такие проекты. Были и другие препятствия. В то время у ВАЗа была техника для Жигулей, которая не работала даже 10 лет, а значит, считалась ликвидной. Постановка переднеприводного автомобиля на конвейер означала полную перестройку заводского оборудования. В результате руководством было принято решение отложить начало сборки до 1984 года.

После того, как FIAT отказался помочь, автопроизводитель решил самостоятельно разработать конструкцию и освоить сборку. Перед этим нужно было найти партнера, которым впоследствии стал Porsche. Официальное соглашение было подписано в 1980 году. Помощь немцев заключалась в разборе и изменении вазовских чертежей. Отдельные комплектующие отечественный производитель закупал у многих иностранных компаний. У Лукаса вакуумный усилитель тормозов, у Солекса карбюратор. Тогда же модель получила свое первое название — «Спутник». Позже его сменила всем известная «Самара».

При первоначальном изучении чертежей дизайнеры обнаружили несколько недочетов. У автомобиля была слишком широкая боковая дверь, что могло привести к быстрому износу петель. Также дизайнеры предложили немного растянуть капот. Специалисты столкнулись с проблемами с аффилированными заводами. Так вот, при изготовлении стекла не удалось добиться такого большого изгиба, поэтому многие образцы просто ломались.

1984 год стал знаковым в массовой сборке модели.

В 1984 году модель была полностью подготовлена ​​к сборке. Летом того же года прототип был представлен на выставке ВДНХ. В декабре вышла первая партия автомобилей. Появление семейства ВАЗ-2108 дало сильный толчок развитию автомобилестроения. Впервые за долгое время промышленность страны создала новый автомобиль, доступный большинству граждан.

Вывод. ВАЗ-2108 — первый автомобиль с переднем приводом в СССР, открывший новую эру в автомобилестроении. В его создании участвовали иностранные компании, в том числе Porsche.

Вверх