Автомобили без учета: дилеры продают, но законно ли это?

Проблема ввоза на российский рынок «серых» автомобилей в обход официальных каналов далеко не новая. Граждане, купившие такую машину, сталкиваются с трудностями, теряют деньги, несут моральные потери.
Суть проблемы
Рассмотрим основные трудности на реальном примере. Осенью 2023 г. покупатель заказал автомобиль HiPhi Z у крупного краснодарского дилера. Весной 2024 г авто прибыло в РФ. Продавец передал машину покупателю вместе с сопроводительными бумагами для постановки ТС на учет в ГАИ. Но процедура регистрации так и не была пройдена, так как у ПТС оказался «недействующий» статус.
По заверению дилера, вся проблема кроется в коммерческом утильсборе: сумма будет списана в течение нескольких дней. Однако и позже ситуация не поменялась, несмотря на все заверения продавца о ее скорейшем завершении.
Когда покупателю надоело ждать, он обратился за помощью к юристам, пытаясь вернуть проблемное авто обратно. Отвечая на претензию, продавец заявил, что его работа по договору выполнена в полном объеме, так как предметом сделки была поставка машины заказчику. Проблемы с постановкой ТС на учет к делу не относятся и находятся вне компетенции дилера.
Подобные случаи – не редкость. Вернуть обратно дилеру проблемный автомобиль у граждан не получается. Процедура, споры растягиваются на годы. Часть пострадавших уплачивает утильсбор из собственных средств, после чего машину ставят на учет, но покупатель пи этом несет дополнительные расходы в сотни тысяч рублей.
Причина «зависания» автомобилей
Эксперты рассказали автоизданию о том, как в дилерских центрах появляются машины, не принимаемые на учет. В попытке увеличить прибыль, салоны привлекают к доставке автомобилей частных посредников, что переводит их бизнес в «серую» зону. Идя на такой шаг, дилер не сильно рискует, основные проблемы ложатся на клиентов.
Основная часть автосалонов, включая официальных дилеров, сотрудничают с частными лицами, на которых и ложится вся ответственность. Сам автосалон в такой сделке выступает агентом – покупатель платит ему вознаграждение за демонстрацию машины, работы по сопровождению сделки. Юридическую чистоту никто не гарантирует.
Наиболее распространенной является схема с агентским договором на физлицо. По нему салон (агент) заключает соглашение с хозяином авто, что позволяет ему совершать от имени автовладельца юридические, иные действия за установленное вознаграждение. При этом автосалон не принимаем машину в собственность, снимая таким образом с себя любую ответственность за реализуемое авто.
Продажи по такой схеме – не единичны. В салоны попадают модели с юридическими проблемами, битые, собранные по частям. Покупатель при этом оказывается беззащитным. Схемы используются даже крупными автодилерами. В случае появления каких-либо проблем предъявить претензию автосалону будет непросто.
Почему все упирается в утильсбор?
Основной момент для «серых» поставок машин в РФ заключается в сокращении затрат, увеличении конечной прибыли. Для этого реализуется немало схем, наиболее популярной из которых выступает привлечение частных лиц-импортеров. Это позволяет существенно уменьшить сумму утильсбора. В зону риска попадают автомобили, ввезенные в РФ до 1 апреля 2024 г, когда вступили в силу новые тарифы по сборам – по таким машинам начисляют доплату «утиля».
Для полного оформления ТС требуется уплата утильсбора в полном размере, прохождение лаборатории. После этого ЭПТС изменит статус на завершенный. Если перевозчик этого не сделал в свое время, по всем машинам с незавершенным статусом ЭПТС предстоит доплата утильсбора. Автомобили, заказанные в салоне в конце зимы – начале весны 2024 г. могли не успеть доехать в РФ и пройти таможню.
Наличие обходных путей
Трудности с постановкой на учет ТС и доначислением утильсбора сталкиваются покупатели, приобретающие машины в 2022-2024 гг. В конце весны 2025 г. большинство лазеек по ввозу авто по «серым» схемам с невысоким утильсбором станут недоступными. Покупатели больше не будут попадать в ловушку, однако стоимость авто может увеличиться на 20-25%.
Расчет утильсбора по новой методике применяется к автомобилям, ввозимым из стран ЕАЭС. По нему учитывается разница в НДС с Россией у остальных стран таможенной зоны, а также растаможка не по пассажирской таможенной декларации, а на основании данных ТПО. Уменьшить стоимость авто в несколько раз уже не получится: новая формула расчета утильсбора учитывает реальную цену машины. При отсутствии документов, подтверждающих цену, сбор будет насчитываться автоматически по предельной ставке, что составляет более 60% от стоимости ТС. При таком раскладе существующие обманные схемы перестанут быть актуальными.
Нововведения не затронут импортеров – физлиц, которым по-прежнему разрешен ввоз авто с двигателями до 3 л с оплатой сбора по льготным ставкам в размере 3400 либо 5200 руб. (по возрасту машины). При этом следует иметь в виду, что в случае продажи таких авто до истечения годового срока по ним будет начислен утильсбор по коммерческим ставкам, что приведет к дополнительным расходам в сотни тысяч.
Безопасная покупка
Покупка автомобиля – дело ответственное, и важно заранее позаботиться о юридической чистоте сделки. Вот несколько полезных советов, которые помогут избежать неприятностей:
1. Проверяйте паспорт транспортного средства (ПТС)
Проверьте наличие оригинального ПТС и убедитесь, что документ подлинный. Можно воспользоваться онлайн-сервисами ГИБДД для дополнительной уверенности. Если автомобиль числится в розыске или имеет ограничения на регистрацию, система выдаст соответствующую информацию.
2. Убедитесь в отсутствии задолженностей
Иногда проблемы возникают даже с теми машинами, которые были зарегистрированы ранее. Проверьте историю оплаты всех необходимых сборов и налогов, чтобы исключить возможность наложения штрафов или санкций впоследствии.
3. Изучайте декларацию
Приобретение подержанного автомобиля требует особого внимания к документам, особенно если машина ввезена из-за границы. Обязательно проверьте таможенную декларацию, чтобы убедиться, что все необходимые процедуры соблюдены.
4. Будьте внимательны к цене
Если цена кажется подозрительно низкой, это повод задуматься. Например, дорогая марка автомобиля, продающаяся значительно дешевле рыночной стоимости, должна вызвать подозрения.
5. Используйте помощь специалистов
Некоторые нюансы смогут выявить только профессионалы. Лучше обратиться к эксперту перед покупкой, чтобы минимизировать риски.
6. Следите за статусом электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС)
Убедитесь, что статус ЭПТС указан как «завершен». Это значит, что автомобиль прошел полный цикл регистрации и готов к эксплуатации.