Насколько изменилась цена на «бюджетные» машины – сравнительная инфографика

Анонсы выпуска недорогих автомобилей всегда были интересны автолюбителям, планирующим покупку бюджетного авто. Но за прошедшие 10-13 лет в оценке дешевых ТС произошли некоторые изменения.

Анонсы выпуска недорогих автомобилей всегда были интересны автолюбителям, планирующим покупку бюджетного авто. Но за прошедшие 10-13 лет в оценке дешевых ТС произошли некоторые изменения.


На рубеже десятилетий произошло немало бурных событий. После кризиса 2008 г авторынок взял курс на мощное обновление. Появилось огромное количество местных автозаводов, буквально под завязку загруженных производственным планом выпуска. Причем все авто были местными, так как схема поставки китайских моделей, красиво замаскированных под локальный автопром, в те времена казалась страшным пережитком прошлого. Отечественные заводы осваивали полный цикл производства условно российских моделей – от сборки шасси до покраски кузова. 

Первопроходцами в этом направлении были Ford Focus, Renault Logan. Через год список пополнил хэтчбек Sandero, которые стал настоящим хитом на отечественном авторынке. Очереди из желающих приобрести новику записывались на месяцы вперед, а дилеры стали осваивать схему выгодных дополнительных продаж тем, кто хотел стать обладателем авто «здесь и сейчас». Стартовая цена по тем временам была и вовсе смешная – от 390 тыс. руб.  

Настоящий пик продаж бюджетных авто начался в 2010 г с выпуска Калужским автозаводом VW Polo Sedan. Свой вклад в рекламу модели косвенно внес премьер Путин, которому заранее показали прототип в атмосфере полной секретности.

Это был дебютный опыт столь масштабного бизнеса по полной адаптации продукта под запросы локального рынка: российская версия Polo Sedan имела концептуальные отличия, иное наполнение в сравнении с европейским хэтчбеком испанского образца. Другая окраска, большая емкость бака стеклоомывателя, специальная настройка шасси, многочисленные компоненты от местных смежных моделей. В истории российского автопрома такое происходило впервые: отечественные мастера могли собрать настоящий Volkswagen, который тут же можно было приобрести по сказочной цене от 399 тыс. рублей. 

В гонке бюджетных авто чистую победу одержал первый Hyundai Solaris, который на старте продаж можно было купить дешевле на 20 тыс., чем Polo. Если расщедриться и отдать за машину 399 тыс. руб. – стоимость базовой комплектации Polo без кондиционера, автовладелец Solaris получал версию с климат-контролем. Количество желающих било все рекорды очередей за Sandero, но дилеры жаловались на минимальный размер прибыли с продажи одного экземпляра. Импортер обещал прибыль в обозримом будущем после набора клиентской базы на сервис. Постепенно новости о выпуске очередного бюджетного седана российской сборки стали терять актуальность.

После выпуска Polo и Solaris их триумф так и не удалось повторить. Презентация Aveo в кузове Т300 прошла спокойно, Citroen C-Elysse вообще остался незамеченным пользователями. После выпуска в 2012 г Рено Дастер, а в 2016 г – «Креты», все обновления Logan, Rapid стали незначащими событиями на фоне производства недорогих внедорожников.

На рубеже очередного десятилетия бюджетные седаны вообще потеряли актуальность – их вытеснили более практичные внедорожники и их вариации. Последней масштабной презентацией накануне эпидемии стало представление кроссовера Arkana в кузове купе. Она же стала апогеем местного производства. Если у российских версий Polo и Solaris были глобальные европейские «корни», то «Аркана» изначально была придумана в Москве. Штаб-квартира завода во Франции одобрила решение, а международная команда, в которую входили российские, румынские и французские инженеры, реализовала задуманное. Получилось настолько хорошо, что уже у московской «Арканы» позднее появились местные версии в Европе и Южной Корее.

Перешагнув через два года затишья на фоне эпидемии оказываемся в 2023 г, где новостные ленты едва ли не ежедневно обещают выпуск новых бюджетных седанов. Но если буквально десять лет назад понятие «бюджетный» означало возможность купить машину стоимостью от 400 тыс., позже – от 700 тыс. рублей, то теперь все несколько иначе.

По сравнению с началом полномасштабного местного производства в 2010 г. понятие «бюджетный» выросло в цене практически вчетверо: с 450 тыс. за базовый седан до 1,7 млн. руб. При этом национальная валюта ослабела к доллару в 2,5 раза – с 30,3 до 77 руб. за доллар.

Средняя стоимость «бюджетного» авто:

До 2014 г – 450 тыс. руб.

2014-2022 гг. – 736 тыс. руб.

После 2022 г – 1729 тыс. руб. 

Вверх