Нововведения в учебной программе для будущих водителей

Предлагается убрать часть практики, но добавить 8 новых упражнений на площадке.

Предлагается убрать часть практики, но добавить 8 новых упражнений на площадке.


Представлен черновой вариант учебной программы для будущих водителей категории “B”. Компания, выигравшая конкурс, будет разрабатывать эту программу. Она также является авторами экспертного центра “Движение без опасности”. Документ будет обсуждаться в Минпросвещении, в том числе и с начальниками самих автошкол. Концепция программ обучения в автошколах не менялся с 1960-х годов. В последнее время в ГИБДД были недовольны подготовкой будущих водителей к экзаменам. Критике подвергалось заучивание ответов на билеты и непосредственно упражнений за рулем. Новая программа нацелена на то, что во время обучения нужно будет больше думать и ориентироваться по ситуации. Также представлены были 8 новых заданий на площадке.

Практические занятия сократят по времени. Количество времени, которое было отведено на теорию и практику сократили. Теперь вместо 190/188 часов станет 146/144. Поскольку часть времени будущий водитель изучает теорию самостоятельно под наблюдением преподавателя. Авторы документа считают, что часто в учебное заведение приходят люди с уже имеющимися некоторыми навыками. Поэтому такое количество времени на обучение им не требуется. Но те люди, которым такого количества отведенного времени не хватит, смогут взять занятия дополнительно.

На данный момент, на обучение управления транспортным средством отведено 24 и 22 часа, но если изменения вступят в силу, то количество часов сократят до 14/12 часов. Сохранится по прежнему время в условиях дорожного движения - 32 часа.

На презентации новой программы, представители автошкол восприняли предложение о сокращении времени для практики неоднозначно. Они также отметили, что одно занятие с инструктором стоит от 1500-2500 рублей.

Скорее всего, кандидаты в водители будут сдавать экзамен “как есть”, ведь немногие будут брать дополнительные занятия, если есть возможность меньше учиться. Отметил один из представителей автошколы, который пожелал остаться анонимным. 

8 обязательных упражнений для управления автомобилем.

На практических занятиях будут введены новые упражнения, которым предложат обучиться кандидатам в водители. Эти упражнения необходимы, прежде всего для наработки опыта водителя, и их не нужно будет сдавать в ГИБДД именно так, как они представлены на площадке - уточняют авторы программы. Помимо этого, остануться без изменений стандартные упражнения, которые уже проходят в автошколах. Это и “движение по габаритному коридору передним и задним ходом”, “движение по габаритному коридору со смещением в правую и левую стороны передним и задним ходом с поворотами направо и налево”, “движение по габаритному кругу задним и передним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля”. 

Данное упражнение соответствует “парковке в торговом центре”. В этом упражнении необходимо понять, что если маневр не удается совершить, необходимо выполнить его еще раз. 

Это упражнение нужно для движения передним и задним ходом по габаритному тоннелю. Автомобиль находится в коридоре, проехать по нему можно без затруднений вперед или назад, но тоннель узкий. Часто водители в таких ситуациях оборачиваются назад. Это упражнение нацелено на то, чтобы кандидат в водители умел пользоваться зеркалами, правильно оценивать взглядом расстояние от борта до конусов. а не только начинать поворот. Обычно данное упражнение у большинства получается без особых сложностей, но при изменении траектории необходима корректировка движения. Тут отрабатывается способность переключать внимание и работать рулем. 

Здесь, благодаря комплексному упражнению оттачивается способность понимать габариты при движении вперед и назад. В отличии от предыдущего упражнения, в этом добавлена стойка по центру. В этой ситуации умышленно изменяют траекторию движения автомобиля, чтобы это не было простым траекторным упражнением.

Это упражнение необходимо для того, чтобы кандидат в водители учился контролировать борт машины при движении в правом или левом поворотах. И при этом не только вперед, но и при движении назад. упражнение называется “габаритный круг”. Автомобиль движется таким образом, что его колеса идут по разным траекториям, ближе всего к стойкам двигается заднее колесо со стороны поворота. Это упражнение достаточно сложное и долгое.

В упражнении “Ключики” водителю необходимо научиться отслеживать момент, когда автомобиль доходит до точки поворота, и его можно осуществить. Раньше этой точки, открывающей поворот, поворачивать нельзя. Если не успеть поймать этот момент, то можно не попасть в следующий створ. 

Упражнение №5 - слегка видоизмененное, знакомое всем упражнение - парковка под углом 90 градусов. Оно отличается от привычного тем, что водитель может заходить на маневр без ограничений по ширине. Упражнение идет как широкий вариант парковки. Его необходимо отрабатывать как еще один элемент.

Все также присутствует упражнение “параллельная парковка”, успех которого заключается в использовании двух траекторий - прямой и круга. 

Предлагается оставить без изменений упражнение “разворот в ограниченном пространстве”.

Основная идея новых правил заключается в том, что заучивание упражнений не главная задача, они нужны для наработки опыта, чтобы кандидат в водители смог применять знания и навыки на практике в реальных условиях в жизни. По заявлениям авторов документа, их обновленная программа как раз предполагает оптимизацию набора обучающих упражнений для этих целей.

В последнее время появилось много новых средств передвижения, такие как моноколеса, гироскутеры, электросамокаты, велосипеды и так далее. Поэтому в программу были добавлены соответствующие вопросы обеспечения безопасности передвижения средств индивидуальной мобильности (СИМ). ПОмимо этого будущих водителей обучат правилам перевозки детей, правильной установки детских удерживающих устройств и системы ISOFIX.

В базу включен такой учебный предмет как ПДД - “правила дорожного движения”. Количество часов на теорию и практику уменьшили с 38 до 30 часов. Но для развития аналитического мышления кандидатам в водители необходимо будет не только учить билеты, но и решать аналитические задачи. Отдельно идет обучение оформления ДТП самостоятельно, без участия инспекторов ГИБДД - Европротокола. На этот блок выделено время более часа. Такая часть программы обучения есть и сейчас, будущих водителей учат заполнять бланки и объясняют нюансы Европротокола, но она не вынесена как отдельная дисциплина. 

Теперь предмет “Психофизиологические основы деятельности водителя” расширен и в него введена тема “Культура вождения и этика водителей”. Для этой дисциплины выделено два учебных часа и час самостоятельной подготовки. Помимо этого, будущих водителей будут обучать приемам саморегуляции, расскажут о способах самоконтроля в разных ситуациях и урегулированию конфликтных ситуаций. 

Изменения коснулись и предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления». Теперь кандидатам в водители не просто будут рассказывать как устроен автомобиль и из каких частей, а предложат тщательнее разобраться с системами управления автомобилем, которые влияют на безопасность движения. Помимо этого включены были вопросы на проверку технического состояния автомобиля и соответствует ли его состояние основным стандартам по допуску тс к эксплуатации, а также устранение небольших дефектов в процессе использования.

 

Вверх