Российским потребителям пообещали автомобиль дешевле «Гранты»

Есть ли шансы у машин из Индии на отечественном рынке?

Есть ли шансы у машин из Индии на отечественном рынке?


По мнению депутатов Госдумы, отечественный автопром способен выпустить модель, уступающую по стоимости Lada Granta. Достичь этого можно смягчением требований Техрегламента в вопросах безопасности, посредством изучения конструкции недорогих иностранных авто с оценкой возможности их выпуска в РФ. 

Без амбиций

НАМИ, Минпромторгу в компании с ведущими отечественными автозаводами предлагается взять на вооружение зарубежный опыт в производстве бюджетных «народных» авто. Параллельно должна проводиться определение чересчур жестких норм Техрегламента, не позволяющих наладить выпуск аналогичных моделей у нас. Письмо, где изложены все эти инициативы, было направлено на днях на имя премьер-министра. Чуть ранее «Справедливой Россией» была выдвинута инициатива создания «Народного авто» всего за 500 тыс. руб.

Письмо рассказывает: современные технологии и мощности позволяют создать авто, сравнимое либо превосходящее Granta по степени комфорта, безопасности, однако значительно дешевле. В тексте дается уточнение – нынешний бестселлер АвтоВАЗ имеет цену почти 800 тыс. руб. – многие россияне не готовы купить базовую модель за указанные деньги.

Курс – на Восток

При этом ряд зарубежных стран делает автомобили, стоимость которых значительно выигрывает у «Гранты».  

Например, Proton Saga (Малайзия) дома стоит порядка 630 тыс. руб. Базовая комплектация модели включает пару подушек безопасности, систему кондиционирования, ABS, камеру заднего вида. Еще одно авто на том же рынке – Perodua Axia почти за 700 тыс. руб. 

Среди ассортимента индийского автопрома – Maruti Suzuki Celerio, предлагаемый за 520 тыс. руб., а также топовый паркетник Renault Kwid, за который просят всего 455 тыс. руб. Maruti Suzuki Alto стоит еще меньше – его цена стартует от 342 тыс. руб. Несмотря на слабые технические характеристики, все вышеназванные варианты все же относятся к автомобилям, при этом значительной разницы между ними и Грантой нет. 

По оценкам экспертов, цена электрокаров таже может быть невысокой. Например, стоимость Lingbao Coco в Поднебесной составит всего 420 тыс. руб. Wuling Mini EV и Chery QQ можно купить еще дешевле – за 380 и 388 тыс. руб. соответственно. В РФ за самый доступный электрокар Evolute I-Pro придется заплатить около 2 млн. руб. с учетом дотаций от государства.

Несмотря на обилие доступных машин, их невозможно локализовать в РФ в силу чересчур строгих норм Техрегламента.

К вопросу о нацбезопасности

Техрегламентом определены жесткие рамки в сфере пассивной безопасности. Отечественная система сертификации отличается от китайской. При ввозе в РФ китайской продукции придется менять конструкцию, иначе она не будет соответствовать российским требованиям. Техрегламент выступает своего рода барьером, не позволяющим провозить на рынок недорогие китайские электрокары, а также выпускать их аналоги. 

Отдельного внимания заслуживают не менее жесткие экологические нормы, которые планируется поднять до Евро-6, что также не позволяет выпустить бюджетные модели с ДВС. По мнению экспертов, Россия взяла на себя требования развитой страны в сфере автомобилестроения, однако соответствовать этому статусу она не способна. Местами действующие правила превосходят по строгости немецкие.

При этом к безопасности индийских авто есть немало вопросов. Renault Kwid не прошел независимые краш-тесты, по которым у него всего три звезды и то после внесенных существенных доработок. Для Maruti Suzuki Alto K10 результаты переднего удара по Global NCAP оказались весьма неутешительными – модель имеет 2 звезды за защиту взрослых пассажиров, не взяв ни одного балла в категории защиты детей.

Как отмечают сторонники упрощения Техрегламента, средний возраст отечественных автомобилистов равен 15 годам. Все, что будет новее, будет безопаснее, а если его цена не превысит 0,5 млн., авто обязательно будет востребована.

Потребность в тиражах

Стран, где машина стоит менее одной зарплаты, не существует. В существующих условиях создание российского автомобиля по цене 0,5 млн. крайне проблематично. 

Продажа наиболее доступной по стоимости «Гранты» ведется по минимальной рентабельности. Уменьшить ее цену можно сокращая расходы на оплату труда сборщиков либо за счет удешевления цены комплектующих. Но такой ход создаст предпосылки для роста социальных проблем, потенциальных убытков поставщиков.

Запуск производства на российских автозаводах доступных по стоимости мировых аналогов теоретически осуществим. Но сдерживать цену в пределах 0,5 млн. руб. получится лишь в случае огромных выпусков – до 500 тыс. единиц за год. Без массового производства цена будет существенно выше.

Для старта производства такого масштаба потребуются огромные капиталовложения. А сошедшие с конвейера авто в 0,5 млн. руб. нужно будет еще продавать. За ту же «Гранту» несколько лет назад хотели 600 тыс. руб., но годовые продажи не превышали 130 тыс. экземпляров. 

Расхождения между ценниками Китая и отечественными аналогами местной сборки объясняется затратами при их изготовлении с учетом объема выпуска. При партии сотни тысяч машин в год себестоимость единицы значительно меньше, нежели выпуск 30 тыс. экземпляров. Экономия проявляется существенными скидками крупных партий запчастей и деталей, снижением уровня заводских издержек из расчета на одно авто (аренда, коммунальные расходы). Не сбрасываем со счетов и банальную «корпоративную жадность».

Эксперты говорят, что наладить производство «народного» авто в РФ реально. При этом модель будет стоит до 600 тыс. руб., оснащаться подушками безопасности, системой ABS, кондиционером, подогревом зеркал, кресел. За основу может быть взята одна из многих малогабаритных моделей прошлого поколения независимо от производителя.

Статус «народной» можно присвоить машине, на чье приобретение среднестатистическая семья способна накопить за 2 года без ущерба для качества жизни. 

«Это все мое, родное»

По словам главы Минпромторга, стоимость «народного» авто, которым считается Lada Granta, вряд ли составит меньше 0,5 млн. руб., т.к. дешевый аналог не впишется в жесткие требования безопасности, комфорта. Лада Гранта, стоимость которой стартует от 800 тыс. руб., вполне подходит по критериям на звание «народного» авто. В салонах модель предлагается со скидкой при использовании программы господдержки, что сразу уменьшает стоимость машины до 680 тыс. руб.

В НАС отмечают, что дилеры нередко продают Гранту по завышенной цене. Данная проблема прорабатывается уже АвтоВАЗом – отечественный автоконцерн начал серьезную проверку цен в макроцентрах, пообещав запустить реализацию авто онлайн по понятному ценообразованию.

Вверх